Назад к списку

Doom, Quake и Ромеро на TechTrain в Питере

24 и 25 августа в крупнейшем конгрессно-выставочном центре Санкт-Петербурга EXPOFORUM прошёл IT-фестиваль TechTrain. Меня на это мероприятие пригласили товарищи из сообщества LegacyZ (ещё раз спасибо, кстати!), и несмотря на то, что компаний на выставке было представлено множество, меня интересовали только Doom, Quake и Джон Ромеро.


Собственно, обо всём этом я и расскажу - думаю, что удобней всего будет это сделать в хронологическом порядке.


Доклад Джона Ромеро

Началось всё с доклада Джона Ромеро: LegacyZ запланировали несколько чемпионатов, но чтобы не пересечься с речью Джона, всё было отложено. Собственно, доклад был эдаким взглядом в историю - как была основана компания id Software, как шла работа над серией Commander Keen, как было решено начать делать шутеры от первого лица и так далее, и тому подобное. Включая несколько фактов, вроде того, что музыканты Nine Inch Nails были большими фанатами Doom II: Hell on Earth, и как только id связались с ними, чтобы предложить записать OST для Quake, ответ последовал незамедлительно.



Нельзя сказать, чтобы Ромеро поведал что-то радикально новое, но несколько интересных моментов всё-таки было. Например, я никогда не знал, откуда вообще взялось название "Quake". Как оказалось, практически все работники компании были большими поклонниками настольной фэнтезийной RPG "Подземелье и драконы" (Dungeons & Dragons), созданной Гэри Гайгэксом и Дэйвом Арнесоном в 1974 году. И там был персонаж Quake - здоровенный и очень сильный, с гигантским молотом, которым можно было проломить череп кому угодно.

И именно этот самый Quake и "зацепил" ребят из id Software, именно о нём они хотели сделать игру. Идея, кстати, появилась в 1990 году, но кроме желания как-то запихнуть этого персонажа с его огромным молотом в компьютерную игру не было ничего. Так что планы были отложены в долгий ящик на пять лет. И кстати, кабы не феноменальный успех Doom и Doom II, возможно Quake не был бы шутером от первого лица!

В итоге, кстати, мужика с молотом в игре так и не появилось. Всё, что осталось от первоначальных планов - это название.

Ещё из любопытного можно обозначить то, что Doom II нравится Ромеро куда больше, чем Quake. И вопрос тут не в сложности игрового процесса или технической составляющей движка, по которым Quake свою предшественницу, конечно же, обходит, а в "общем настроении". А второй любимый шутер у него - это Hexen, продолжение Heretic, созданное компанией Raven по лицензии id Software в 1995 году и изданное той же id.

Он даже рассказал, как на одном из ранних LAN играл в Hexen против Денниса "Thresh" Фонга (того самого, который выиграл в 1997 году Ferrari 328 GTS Джона Кармака на турнире Red Annihilation - начинал-то он ещё с первого Doom). "Подкол состоял в том, - сказал Ромеро, - что я тогда играл в Hexen практически непрерывно, а Thresh видел игру в первый раз". О результатах того матча Джон, правда, всё равно умолчал.



После доклада были ответы на вопросы, и мне достался микрофон - а вот позже, во время Q&A, уже нет. Ну да ничего, я это компенсировал, когда Джон заглянул на стенд LegacyZ, и выдалась возможность перекинуться с ним парой слов в неформальной обстановке. Ну а после доклада я задал вопрос о причинал провала Daikatana. Ответ порадовал.

"Ну, чего тут рассуждать о причинах? - говорит, - игра плохая была!" Сказал, что его ошибка была в том, что он понабрал в Ion Storm молодняк, которые до этого делали только моды для готовых игр. Тогда как к моменту начала работы над Wolfenstein 3D, в id Software у каждого за плечами было как минимум 15 изданных игр (по большей части мелких и давно забытых, конечно, но всё-таки). На эту тему Ромеро также дал совет начинающим разработчикам, порекомендовав всем не лезть сразу делать некую "игру мечты" уровня AAA, а для начала попрактиковаться на простых продуктах.


Автографы и вопросы Ромеро

После доклада в лобби главного павильона началась Q&A-сессия, но честно говоря, не могу назвать ни одного вопроса, который особо бы запомнился. По большей части трёп ни о чём. Разве что можно вспомнить вопрос по поводу того, что сейчас очень популярно делать ремейки старых популярных игр, и не собирается ли Ромеро заняться чем-то подобным. В частости, создать новую версию той самой Daikatana. Хотя, честно говоря, не вижу никакого смысла в чём-то подобном - переделывают или перевыпускают обычно хиты, а кого может заинтересовать новая Daikatana?...

Но тем не менее, Ромеро сказал, что некоторые компании уже предлагали ему сделать нечто подобное. Но это его совершенно не интересует, так как он хочет делать только новые игры, а ремейки - это совсем не то.



Ещё Джон сказал, что шутеры в жанре "королевской битвы" будут популярны ещё довольно долго. Как говорится, "пипл хавает"... Сам он совсем не против таких игр, и некоторые ему нравятся - например, он много часов отыграл в PLAYERUNKNOWN'S BATTLEGROUNDS, когда вышла первая версия игры. Но вот что ему не нравится совершенно, это шутеры в стиле Fortnite, когда тебя убивают за несколько секунд после появления на карте. "В стиле публичных серверов Counter-Strike", - назвал он такой вариант игры.

То есть, по его мнению, "королевская битва" - это совсем неплохо, но нужно, чтобы игра была выдержана в таком ритме, чтобы у тебя было время хотябы немного подумать и успеть оценить ситуацию, и чтобы не так много зависело от удачного или неудачного спауна (наример, когда ты появляешься мимо случайно пробегающего мимо затаренного пушками врага). Речь, напомню, именно о публичных серверах, а не о профессинальных матчах с фиксированными командами.

После, отстояв очередь, получили свои автографы да потопали, наконец, на турнир по Doom II: Hell on Earth 2v2, который проводили LegacyZ.



Ромеро, кстати, зашёл позже на наш стенд. Подписал чёртову уйму компьютерных блоков, книг, картриджей для приставок (рядом был стенд с импровизированным "музеем" старых компьютеров и приставок - чуть позже покажу), да и вообще всего, на чём только можно было оставить автограф. Я вот, например, свой бедж участника конференции ему под маркер сунул.

Помимо этого, получилось перекинуться с ним парой слов. Меня, само собой, больше всего интересовало, собирается ли он когда-нибудь вернуться к FPS - ведь как все знают, новая игра Romero Games сделана совсем в другом жанре, это стратегический симулятор Empire of Sin. Джон сказал, что обязательно, и вышедший недавно маппак для Doom под названием SI9IL - "это только начало". А если не следующий, то один из ближайших проектов его компании обязательно будет шутером от первого лица.



Кстати, забавный факт. Ребята из LegacyZ, которые устроили на TechTrain турниры по Doom и Quake, сделали специальный кубок для Ромеро. На нём написано "Отцу Doom Джону Ромеро от LegacyZ". Ромеро сделал всего один пост, относящийся к питерскому фестивалю... Угадайте, что в нём?



Турнир по Doom II: Hell on Earth 2v2

Ну а следующим пунктом программы был турнир по Doom II: Hell on Earth, который организовали LegacyZ. Собственно, это был главный чемпионат собственноручно устроенного "Doomcon", ведь LegacyZ по большей части - это сообщество именно профессиональных думеров. И речь не о каком-то Brutal DOOM, всё "по жесткачу". Оригинальный Doom II: Hell on Earth, порт ZDaemon.

Теоретически, я должен был комментировать матчи чемпионата, но скажу честно: это сделать практически нереально! Если 1v1 на какой-нибудь MAP01 - это уже ад, то когда на карте четверо игроков, за то время, что ты произносишь фразу, уже 10-15 фрагов сделать успевают! Немного, всё-таки, покомментировал, но честно говоря, не шибко много.

Стоит, кстати, отметить, что на серверах был установлен friendly fire (то есть, стандартный вариант Quake Team Deathmatch, когда за убийство своего у тебя отнимают фраг), тогда как на большей части интернет-серверов эта опция отключена, и шмалять можно куда угодно. В финале пара Archi и BND обошли Sergh'а и ArrowHead'а, матча за третье место не было.



Про афтер-пати, я думаю, писать нет никакого смысла. Просто коротко скажу: знатно выпили всего, что горит! Водка, коньяк, виски, вино, пиво - знатный такой "шведский алко-стол" получился! Но статья всё-таки о фестивале, а не о том, как толпа думеров и один квакер воевали с идеей здорового образа жизни. Но кое-что упомянуть всё-таки можно - после нескольких стопок у меня появилась идея: а чего бы на второй день мне самому не сыграть в турнире по Quake 2 Team Deathmatch 2v2!? Играть в итоге решили с Dant3 - главным организатором Doomcon.


Матчи в Doom II против Ромеро

Шоуматчи с Джоном Ромеро в Doom II: Hell on Earth - это уже классика жанра. На огром количестве мероприятий, куда Джона зовут в качестве докладчика, он после играет с любителями Doom дуэли на MAP01. Не стали отходить от этой традиции и организаторы TechTrain.



Игроков выбирали по жребию. Спорное, конечно, решение, но скорее я склоняюсь к тому, что верное. Всё-таки, кабы матчи устраивали LegacyZ, сыграть захотели бы все профи Doom, которые съехались в EXPOFORUM. А сыграть с легендой, всё-таки, хочется и тем, кто никогда никакого скилла не демонстрировал... Таких, кстати, было большинство. И всех Ромеро жёстко изнасиловал.

А вот из думеров возможность сыграть против Джона выпала троим: TGA, серебряный призёт турнира 2v2Sergh и Print. Первые двое обошли создателя Doom без особых проблем, а вот третьего нервишки, конечно, подвели... Нервишки и солнце. Про него отдельно стоит сказать.

Шоуматчи стартовали в 13:00, когда солнце, чёрт его дери со всем, в зените! А место проведения было выбрано явно без мыслей о том, будет ли игрокам (да и самому Ромеро!!) удобно. В итоге играли рядом с окнами в пол, и не видно было почти ни хрена. Так что такие спорные "шоу"-матчи получились, учитывая, что этого самого "шоу" практически никто не видел. Зрители по большей части щурились, тщетно пытаясь разглядеть хоть что-нибудь на демонстрационных экранах... Собственно, смотрите на место проведения сами:



Хотя, знаете, я бы и так сыграл, конечно. Даже коврик со стенда притаранил на всякий случай (у "претендентов" ковра под мышкой не было). Но не судьба. Жалко, конечно. Хотя, с другой стороны, кабы сыграл, мучился бы в поисках записи этого матча. А так - нет так нет.


Турнир по Quake 2 TDM 2v2

Сразу после окончания матчей с Ромеро стартовал турнир по Quake 2 Team Deathmatch 2v2, регистрация на который открылась с самого утра. Как я уже писал, я играл с Dant3. Что, кстати, оказалось очень неплохой идеей - к финалу мы с ним знатно сыгрались! Но обо всём по порядку.

Первый тур был жёстким. Не в том смысле, что выиграть было сложно (мы противников где-то раз в десять опрокинули), а в том, что я вообще не понимал, что происходит! Ни черта не видно, ни одна команда, которую удалось вспомнить, не работает, cl_blend не помогает, при каждом попадании качает, экран мелькает... Ужас, короче. До нас только потом дошло, из-за чего это всё. На компе, где я сидел, сдохла видео-карта, и я играл в софте. Не спрашивайте, как я не заметил - видать, слишком на Doom II за эти пару дней насмотрелся и слишком давно Quake 2 не видел.

Со вторым матчем, когда пересел на нормальный комп да врубил Q2Pro, всё вышло, конечно, уже приятней:



Но вообще, конечно, играть было очень тяжко. Без конфига, без девайсов... Да и Q2 на компах был настроен ужасно, как ни крути. Всё-таки организаторы - профи в Doom, а не в Quake, и касается это не только игры, а также и настроек. В итоге ощущение было, будто играешь на 30fps: материл себя, что не получается никуда нормально допрыгнуть, и не попадал практически ни из чего. Удачным исключением стала базука - ракетки как самонаводящиеся врагов разносили. Ну и Chaingun, конечно. А вот рейл вообще не шёл.

Но благо, как я уже говорил, к финалу мы отлично сыгрались с моим тиммейтом. У него рейл шёл как раз замечательно, так что он пас открытые пространства, снося всех и вся, а я бегал из комнаты к нижней базуке и обратно, уничтожая тех, кто боялся вылезти на арену (небольшая ремарка: мы долго думали, какой сделать маппул, но в итоге весь кап отыграли на Q2DM1).

В итоге в финале довольно легко обыграли Archi и BND, победителей турнира по Doom II. Но честно говоря, самый сложный матч был в полуфинале - буквально на пару фрагов вышло оторваться от TGA и Const'а. Ну, так или иначе, у меня теперь новый кубок в коллекции:



Но я, всё-таки, искренне надеюсь, что записи матчей этого турнира никто и никогда не увидит! Я совсем как инвалид двигался и стрелял.


Турнир по Doom 2D Forever

Напоследок прошёл чемпионат по платформеру Doom 2D Forever, сделанному по мотивам классических игр Doom. Если вы не в курсе, что это такое, то вот описание игры с её официального сайта (где Doom 2D Forever, кстати, можно скачать совершенно бесплатно): "В 1993 году на свет появился Doom, детище id Software. В 1996, тремя годами позже, три подмосковных школьника Алексей Волынсков, Владимир Калинин и Евгений Ковтунов выпустили Doom 2D.

Doom 2D не мог похвастаться трехмерным движком. Зато в него можно было играть вдвоем в DM или COOP, он комплектовался мощным редактором карт и работал на небыстрых компьютерах обитателей бывшего USSR гораздо бодрее именитого тезки. Doom 2D Forever - это современный вариант Doom 2D, приправленный улучшенной графикой, мультиплеером и массой новых возможностей для мапперов и игроков. Игра работает практически на любом ПК или андроиде".



Чемпионат, честно говоря, получился довольно скомканным. Времени до закрытия выставки уже почти не оставалось, да и народ устал за два дня шутеров и пьянок... В общей сложности было, кажется, всего три команды (играли Team Deathmatch 3v3). Победителями в итоге стали Dookie, OutCast и BND:



Заключение

Ещё пара вещей, которые хотелось бы упомянуть. Прямо рядом с нашим стендом был импровизированный "музей" старых компьютеров и приставок, о котором я уже писал выше. Это было феерично! Игры начала восьмидесятых годов на платформах, появившихся примерно в то же время - это нечто:



Помимо основных турниров сыграли ещё один фановый. Соревновались в Doom II FFA, причём к игре не допускались профессиональные игроки Doom. Честно говоря, думал, что выиграю. Но я не думал, что это будет такое мясо!! При фраглимите 100 я только фрагу к пятидесятому понял, что делать нужно... И в итоге этого, конечно, не хватило. Проиграл 98 на 100, так что призовых сувенирчиков не получил. Победителем стал Стас - камрад, у которого я как раз останавливался.

А ещё на стенде LegacyZ был вот такой вот замечательный какодемон, с которым все безумно хотели сфотографироваться:



На этом, собственно, и всё. GG! Ещё раз спасибо товарищам из LegacyZ, что позвали. Если что, сообщество этих ребят "ВКонтакте" ищите тут.




© 2019 The Frags