Назад к списку

Шутеры, которых мы никогда не увидим

Хочется сразу оговориться, что название у статьи не совсем корректное. Речь в этом материале пойдёт о некоторых шутерах от первого лица - как поистине легендарных, так и просто очень многообещающих - работа над которыми прекращена или угасла сама собой. Но в принципе, мизерная надежда на релиз чего-нибудь из этого списка всё ещё есть.



Half-Life 3

Думаю, совершенно никого не удивило, что именно об этой игре хочется поговорить первым делом. Всё-таки, ни один другой закрытый проект не создал такой резонанс в игровой среде! Давайте обо всём по порядку. Первая часть Half-Life была разработана компанией Valve Software и издана Sierra Studios в ноябре 1998 года. Игра была высоко оценена как геймерами, так и критиками, но всё-таки была довольно рядовым - хоть и хорошим! - сюжетным шутером.

И разумеется, первая часть полностью погасла по сравнению с вышедшей в 2004 году Half-Life 2! Грубо говоря, "культ Half-Life" начался именно со второй серии. После, в 2006, вышло сюжетное продолжение игры, Half-Life 2: Episode 1, а ещё спустя год появился и Half-Life 2: Episode 2. Второй эпизод, правда, немного добавил в развитие сюжета, но расставил несколько ключевых точек, с которых можно было начинать рассказ Half-Life 3.

Хотя, если быть до конца точным, сначала была идея сделать Half-Life: Episode 3 - бывший сценарист игры Марк Лейдлоу рассказывал, что сюжет уже был готов, и даже спустя много лет вывесил его на всеобщее обозрение. Но в 2008 году, когда должна была начаться работа, в Valve посчитали, что технологии по сравнению с 2004 уже настолько развились, что нужно делать совершенно новый продукт.



Продолжение Half-Life было официально анонсировано в конце 2007 года. Со-основатель и управляющий директор Valve Гейб Ньюэлл сказал тогда: "Мы уже знаем, как должна закончиться трилогия, и у нас есть множество интереснейших сюжетных поворотов, которые приведут к заключению истории в третьем эпизоде. Третий эпизод - это сейчас наш главный проект, мы хотим завершить повествование".

Позже, в сентябре 2009 года, в ответ на один из тысяч вопросов о Half-Life в интервью он сказал: "Даже не знаю, что сказать... Но да, мы обязательно выпустим Episode 3".  А вот уже в марте 2011 он ужасно расстроил множество фанатов франшизы фразой "Мне совершенно нечего сказать о Half-Life". Когда в августе того же 2011 британский ведущий Джонатан Росс буквально умолял Гейба раззаказать что-нибудь о Half-Life 3 или Half-Life: Episode 3, тот просто отшутился, сказав, что вообще не понимает, о чём идёт речь.



Собственно, совершенно не удивительно, что среди фанатов игры нашлись создатели качественных модификаций, которые выглядят куда более современно, чем оригинал. Первым заметным в этом отношении проектом можно назвать Half-Life 2 Project-AC, разработка которого началась в сентябре 2018 года. К сожалению, новостями нас авторы этого варианта продолжения Half-Life не радуют, но судя по роликам, которые появляются на официальном канале проекта на YouTube, сейчас их куда более интересует вариант игры для систем виртуальной реальности.

Ещё одним достойным упоминания продуктом является Boreal-Alyph от компании KAFF Software. У KAFF есть лицензия на движок Source, что позволяет им как угодно модифицировать его и использовать технологии вроде PBR (physically based rendering или "физически корректный рендеринг") или динамических теней.

А кроме того, владеющая всеми правами на франшизу Half-Life компания Valve в курсе о существовании Boreal-Alyph, и уже неоднократно заявляла, что никаких препятствий разработе такой версии Half-Life 3 чинить не будет. И ещё одна хорошая новость в том, что авторы Boreal-Alyph работают непосредственно с упомянутым выше Марком Лейдлоу, сценаристом третьего эпизода.



Казалось бы, можно уже плюнуть на ожидание мифической Half-Life 3 и довольствоваться фанатскими ремейками, но относительно недавно появились свежие слухи, снова подогревшие интерес тех, кто Всё Ещё Верит. В списке разработчиков коллекционной карточной онлайн-игры Artifact, созданной Valve по мотивам вселенной Dota 2, было замечено имя Эрика Уолпоу, ещё одного сценариста Half-Life (а заодно, кстати, и сценариста Portal и Portal 2). И когда журналисты задали Ньюэллу вопрос, тот подтвердил, что Уолпоу вернулся в Valve.

Разумеется, это совершенно не означает, что работа над Half-Life 3 снова начнётся, но все мы прекрасно знаем, как некоторые цепляются за любую возможность сохранить свою надежду. Поэтому во многих игровых СМИ снова начали появляться материалы вселенной Гордона Фримена, Чёрной Мезы и таинственного G-Man'а...

Хотя, впрочем, не забывами про Half-Life 3 никогда. На фестивале Gamescom в Кёльнe в августе 2016 года, например, появился рекламный плакат с названием игры. Правда, сделано это было исключительно для привлечения внимания, и текст мелким шрифтом означает "Мы играли в неё в момент релиза" - хотя эту шутку некоторые могут посчитать очень злой. Но так или иначе, плакат этот привлёк к фестивалю больше внимания, чем всё остальное вместе взятое.



Ответа на вопрос, почему Valve не выпускает Half-Life 3, нет. Франшиза до сих пор имеет огромный потенциал в качестве продающегося продукта и гигантскую фанатскую базу. Единственное, что может прийти на ум - это страх "запороть" серию, как в своё время id Software сделали с Doom, выпустив откровенно провалившуюся Doom 3 (благо, в 2016 году id Software полностью реабилитировались, но речь у нас сейчас не о DOOM).

Но даже если это и так, я уверен, что Valve может выпустить потрясающий сюжетный шутер - тем более, что история "третьего эпизода" уже больше десяти лет, как готова! Кроме того, на чужих ошибках они уже успели научиться (да, я опять про Doom 3). Поэтому никаких причин для отмены Half-Life 3 я решительно не вижу! Можно было бы сказать, что компания занята другими проектами, но учитывая размеры Valve, это звучит просто смешно - это не The Astronauts или Цзэн Сянчэн, которые могут только одну игру одновременно делать.

И всё-таки, в то, что когда-то выйдет официальная Half-Life 3, я совершенно не верю... Хотя и считаю это глупостью со стороны Valve.



Кстати, после скандала, который разгорелся из-за выхода продолжения другого замечательного шутера Borderlands в Epic Games Store, а не в Steam, глава разрабатывающей игру студии Gearbox Software Рэнди Питчфорд заявил, что сделает всё возможное для выхода игры в Steam. Если многоуважаемый Гейб Ньюэлл анонсирует Half-Life 3.

"Слово берет Сумасшедший Эрл, - написал он у себя в Twitter. - Не мне решать, но если Габен официально анонсирует Half-Life 3, то я постараюсь использовать все возможные рычаги и всё своё влияние, чтобы выпустить Borderlands 3 в магазине Valve как можно скорее. Ничего не обещаю, но я схожу с ума по HL3 также, как вы все по Borderlands 3".


Quake 2

Нет, это не ошибка. Quake 2 - это игра, которой мы, вероятней всего, никогда не увидим. В 1997 году вышел замечательный шутер, получивший название Quake 2, но это вовсе не продолжение Quake. Игра должна была называться Wor и начать совершенно новую франшизу. И если верить словам Тима Уиллитса из id Software, тот шутер, который мы сейчас знаем как Quake 2, был назван "Quake 2" только потому, что разработчики так и не смогли сойтись на каком-либо одном имени для нового продукта. "В итоге выбрать что-то, что всем понравилось бы, так и не вышло, поэтому решили просто добавить цифру к слову 'Quake'", - рассказал Уиллитс.



Если брать сюжетную сторону, то единственное, что объединяет Quake и Quake 2 - это то, что вы играете за безымянного морского пехотинца (хотя в первой части то, что на нём одето, не напоминает армейскую форму даже отдалённо). В Quake вы попадаете в другое измерение, представляющее собой самый настоящий Ад, и врагами вашими становятся демоны и жуткие монстры из ночных кошмаров. Quake 2 же уже не готический хоррор - это научно-фантастический боевик, где вам нужно бороться с агрессивной расой строггов.

Игровой процесс тоже мало похож. Концепция, конечно, общая - вот тебе вид от первого лица, вот тебе пушка, мочи! Но на этом сходство и заканчивается. Новая физика, новое оружие, совершенно другая скорость и как следствие - абсолютно разный геймплей. У оригинальной Quake было два продолжения - это мишен-паки Scourge of Armagon и Dissolution of Eternity. Они продолжают сюжет игры. А вот официальная Quake 2 начала уже совершенно другую историю.



Вообще, история у Quake чем-то напоминает сериал Far Cry от Ubisoft, где от серии к серии меняется совершенно всё и остаётся только общая идея. Смотрите сами: есть оригинальная Quake, есть Quake 2 и её прямое продолжение Quake 4, ну и наконец - Quake 3: Arena (позже - Quake Live), представяющая собой что-то вроде Mortal Kombat в мире шутеров, и её наследница Quake Champions. То есть, грубо говоря, под брендом "Quake" существуют три совершенно разных игры.

Теоретически, id Software могла бы сделать "перезапуск" франшизы, как это было сделано с Wolfenstein и DOOM. Но очень маловероятно, что хоть что-нибудь их на это сподвигнет - по крайней мере, в ближайшие лет десять так точно. Во-первых, проектов у компании и так хватает, а это вовсе не такая гигантская корпорация, как та же Valve. Ну а во-вторых, есть официальное "продолжение" Quake, Quake Champions. Которое ни разу не продолжает историю игры 1996 года.



Конечно же, как и в случае с Half-Life 3, многие поклонники оригинальной Quake пытаются сделать некое продолжение любимой игры, но по большей части всё это представляет собой просто наботы карт - ну, иногда, может быть, с новой пушкой или парой новых противников. Такое ни в коем случае нельзя назвать реальным сиквелом. Это дополнения и не более.

Подающим большие надежды проектом я бы назвал Quake 1.5. На данный момент есть только небольшая бета-версия игры, вышедшая в январе 2019 года, но по рассказам разработчиков, в их планах сделать настоящий полноценный "Quake 2". Идею и настроение готичного мира Quake эта разработка передаёт полностью: только тут есть ещё новая графика, новые враги и новое оружие. А так же новый движок. Ну и на момент релиза должна быть полноценная сюжетная кампания.



Продолжение BioShock

Шутер BioShock тоже не является сериалом в полном смысле этого слова (как Half-Life и Half-Life 2 или Doom и Doom II: Hell of Earth, например), но и на Far Cry или Quake эта игра не похожа - здесь всё происходит в одной и той же вселенной, и в каждой из частей есть прямые отсылки к предыдущим.

В первой части действие происходит в 1960 году, когда главный герой по имени Джек в результате авиакатастрофы попадает в подводный город Восторг, скрытый на дне Атлантического океана. Именно в Восторг вам и придётся возвращаться как во второй, так и в третьей части игры. Город был построен миллионером Эндрю Райаном, чтобы создать идеальное общество - в его понимании, конечно. Но открытие вещества, названого "АДАМ", дающего людям сверхчеловеческие силы, приводит в итоге к полнейшему падению утопии... Бороться в игре придётся с королём чёрного рынка Фонтейном - хотя и без него сволочей в Восторге хватает.

BioShock 2 прямым продолжением этой истории не является, но вы опять попадаете в Восторг. То есть, в итоге получается два независимых сюжета, но одна вселенная. Кстати, во второй части гораздо больше внимания уделяется "зацепившим" игроков и критиков персонажам прошлой серии - Большим Папочкам и Маленьким Сестричкам. В той же вселенной - только на 48 лет раньше - происходит и действите "наследницы" серии, BioShock Infinite. И если BioShock и BioShock 2 были хорошими шутерами, но не более, эта часть уже буквально взорвала рынок!



Ещё до выхода BioShock Infinite множество раз была названа самой ожидаемой игрой. А уж после релиза игра получила высочайшие оценки (в среднем 97%), а количество наград далеко перевалило за цифру, о которой даже мечтать не могли разработчики из Irrational Games. Вселенная значительно расширилась - помимо подводного Восторга в игре появилась "витающая в облаках" Колумбия. А главное, что персонажи игры вышли гораздо более продуманными и "живыми", что ли...

Может быть, именно этот успех и стал причиной того, что четвёртой серии BioShock никогда не будет. Разумеется, создателям игр тоже рано или поздно надоедает работать над одной и той же идеей и хочется чего-то нового, но давайте отбросим сейчас эту идею и возьмём вторую, не менее важную причину того, что многие шедевры не получают продолжения. Страх перед тем, что не получится превзойти самих себя.



Ведь даже если следующая игра студии будет в чём-то уступать предыдущей, если в общем она будет достаточно хорошей, то на небольшие недостатки внимания многие не обратят. А вот если эта следующая игра будет продолжением предыдущей, то все - и игроки, и критики - обязательно начнут сравнивать.

В принципе, похожая ситуация у ролевой игры "Ведьмак" от польской студии CD Projekt RED. Собственно, учитывая то, каким хитом была третья часть, кормиться за счёт продолжений поляки могли бы ещё долго. Но вот если бы вышедшая "Ведьмак 4" хоть в чём-то уступала "Ведьмак 3", камни бы полетели со всех сторон. Поэтому гораздо проще переключиться на новый тайтл - ну, и сказать что-то вроде "Мы устали и хотели бы переключиться на что-нибудь совершенно новое", конечно.

В принципе, поклонники BioShock Infinite или первых двух частей могли бы и дальше надеяться на продолжение, но в одном из интервью Кен Левин, руководящий разработкой Infinite, официально заявил, что "эта история рассказана до конца и компания никогда больше не вернётся к теме BioShock". А ведь могло бы выйти что-нибудь очень интересное.



LawBreakers

А вот тут нужно сделать акцент на том, что это не игра, "которой мы никогда не увидим", а игра, которой мы больше никогда не увидим. Вполне вероятно, что многе из читающих эту статью успели попробовать данный проект Клиффа Блезински, но в прошлом сентябре серверы были официально и окончательно закрыты, так что больше у вас такого шанса не будет никогда.

LawBreakers - это многопользовательский командный шутер с видом от первого лица, созданный студией Boss Key Productions и изданный компанией Nexon 8 августа 2017 года. Главной особенностью игры были зоны нулевой гравитации, где игроки находились в состоянии невесомости. То есть, можно было висеть в воздухе и открывались некоторые невиданные до этого фишки, вроде передвижения за счёт отдачи при стрельбе.

Игра была действительно интересной и получила очень хорошие оценки у критиков. Кроме того, игроки по большей части тоже оставляли положительные отзывы о LawBreakers, жалуясь только на то, что на серверах мало народу.



Именно этот недостаток соперников и стал в итоге причиной смерти LawBreakers. Автор игры Клифф Блезински - совсем не новичок в разработке FPS. Именно он был одним из ключевых персонажей команды, стоящей за серией Unreal. И после провала LawBreakers он прямо спросил у игроков: "У меня есть офигенная игра. Что вам, блядь, ещё нужно!?"

Кстати, бывший вице-президент издательства Nexon America по маркетингу Влад Кохо на прошедшей в августа 2018 года в Сиэттле конференции игровых разработчиков DevGAMM Summit Seattle собирался даже прочесть лекцию о провале LawBreakers под названием "LawBreakers: как я потратил миллионы на маркетинг главного провала 2017 года". Лекция была отменена в последний момент - по словам Кохо, из уважения к Boss Key.



На самом деле, объективных причин тому, что LawBreakers "не зашла" публике, очень много. И главной я бы назвал Quake. Подумайте сами: 8 августа 2017 года выходит LawBreakers, а 22 августа в раннем доступе появляется Quake Champions. И то и другое, по сути, является арена-шутером, так кто же будет выбирать какой-то непонятный новый неизвестный проект, когда есть новая инкарнация одного из самых известных и уважаемых шутеров всех времён?

Спустя два дня, 24 августа, стартует QuakeCon 2017, куда приезжают все звёзды жанра, любимцы поклонников FPS. Призовой фонд турниров по Quake Champions составляет миллион долларов, что прямо намекает на большое киберспортивное будущее данной дисциплины.

Да, в LawBreakers есть новые зоны с нулевая гравитацией, но как-то так повелось, что геймеры вообще не очень хорошо принимают новое. Кому нужна эта нулевая гравитаций, когда есть старый добрый стрейф-джамп!? Да, в LawBreakers есть популярные "классы" (Overwatch как раз на подъёме), но во-первых, в Quake Champions тоже есть "чемпионы", которых ещё и гораздо больше, а во-вторых, ярые поклонники классики всё это деление на классы от всей души ненавидят. Так что же, LawBreakers или Quake Champions? По-моему, выбор очевиден.



Ну и вторая причина - это, конечно же, общее падение популярности арена-шутеров. Давайте ещё раз проведём параллель с Quake Champions. Quake - легендарная франшиза; id Software - авторы серий Wolfenstein, DOOM и, опять же, Quake; Bethesda - один из самых крупных североамериканских издателей. А много вы слашали о Nexon? Уверен, что нет. И я даже расскажу вам почему. Это корейская компания, которая даже там из чего-то более-менее известного издала только Counter-Strike Online (Korean Edition) в 2008 году.

И простите уж мой французский, но мы все видим, в какой сейчас жопе Quake Champions. Так если легендарная серия от легендарной компании при поддержке крупнейшего издателя не может выдержать конкуренции с популярными жанрами, что уж говорить о какой-то LawBreakers!? Так что смерть игры закономерна. Хотя и очень жаль, что проект провалился - очень неплохой шутер был.


Unreal Tournament

Речь, разумеется, об Unreal Tournament 4, из названия которой разработчики решили убрать цифру. И снова ремарка: это игра, которую мы никогда не увидим законченной. 4 декабря 2018 года, когда UT4 уже успела завоевать звание "главного долгостроя" (пре-альфа вышла в августе 2014 года, и с тех пор статус версии не менялся), основатель и исполнительный директор Epic Games Тим Суини объявил о прекращении активной разработки игры из-за переключения команды на Fortnite.

Здесь причины лежат на поверхности: деньги. В 2015 году флагман киберспортивных арена-шутеров Quake Live уже теряет позиции, и ориентируясь на это Epic Games начинает гораздо меньше сил тратить на Unreal Tournament, которая тоже планировалась как киберспортивный арена-шутер. Последняя версия игры (всё ещё пре-альфа) появилась в апреле 2016 года, что явно даёт понять, что разработчики не шибко спешили и первые два года, когда UT4 вроде как находилась в производстве.

Официальное заявление Суини в конце 2018 не значит ровным счётом ничего - "переключившаяся на Fortnite команда" и до этого занималась в Epic Games совсем не работой над новой частью Unreal.



Конечно, желающие могут играть в пре-альфу новой Unreal Tournament и сейчас. Но вот окончательную версию этого шутера игроки не увидят никогда. Разумеется, закончить игру Epic Games может в любой момент: учитывая размеры компании, это не составило бы совершенно никакого труда. Но вот зачем? Ни малейшей мотивации в этом у "эпиков" нет. Есть Fortnite и новый Epic Games Store, так зачем же тратить время и силы на что-то, что никогда не принесёт прибыли?



© 2019 The Frags