Назад к списку

Арсенал моддера DOOM

Оригинальный DOOM стал революционной игрой по нескольким причинам, и не в последнюю очередь - из-за простоты, с какой игроки могли модифицировать игру. Конечно, моддинг стал популярным благодаря другим играм, но именно DOOM и DOOM II установили для него высокие стандарты.


По сей день DOOM остается излюбленной площадкой для модификаций. Если вы тоже хотите оставить след в истории игры, вот что вам понадобится.


1. Современный движок

Если вы хотите прикоснуться к настоящей классике и сыграть в самую первую часть DOOM так, как это делали в далеком 1993 году, вам понадобится компьютер тех лет. Но это развлечение на любителя: найти такое железо сейчас непросто. Не беда - на современных компьютерах вполне можно запустить "тот самый", оригинальный билд. Для этого вам понадобится эмулятор DOS: например, DOSBox.



Но если вы хотите заняться модификациями всерьез, вам понадобится более свежая версия движка DOOM, доработанная специально для современных компьютеров. Идеальным выбором станет ZDoom.

Эта версия движка без проблем запускается на Windows, Mac и Linux и позволяет играть в любые игры на движке DOOM. Но ZDoom способен на большее: в нем есть куча возможностей, которых не было в оригинальной игре (ещё бы, в 1993 году о них и мечтать не приходилось!) - герой может прыгать, приседать, плавать и даже поднимать и опускать прицел! Порт поддерживает высокое разрешение и разнообразные форматы звука и текстур, позволяет как угодно настраивать монстров и предметы, и вообще на диво универсален.

Оригинальный движок ZDoom больше не разрабатывается, но на его основе создан GZDoom, который регулярно обновляется. Перейдите на страницу загрузки - и найдете там актуальную версию движка.


2. Программа для запуска WAD-файлов

Предположим, вы раздобыли подходящий движок для запуска DOOM (1993) на вашем новом мощном компьютере. Жмём на исполняемый файл и бежим крошить монстров в салат? Не-а, не спешите. Движки вроде ZDoom, конечно, дают вам возможность играть в оригинальный DOOM на современном "железе". И запустить игру через исполняемый файл движка можно. Но не слишком-то удобно, особенно если вы хотите попробовать пару крутых модификаций.



И тут на помощь приходит отдельный инструмент для запуска файлов с данными - своеобразный интерфейс. Он предназначен не только для запуска разных модификаций (которые в рамках движка DOOM имеют расширение WAD - Where's All the Data, или "Где все данные"), но и для их систематизации и каталогизации. Обязательно попробуйте ZDL - это самый распространенный и надёжный инструмент для таких задач. С ним вы сможете не только отслеживать свои модификации, но и выбирать, на каком движке их запускать. Впрочем, подойдет любой аналогичный инструмент, который поможет вам не запутаться во всем многообразии загруженных модификаций.


3. Редактор карт

Как только вы справились с запуском DOOM (1993) и DOOM II на современном компьютере, пришло время переходить к основам создания модификаций. Например, к созданию собственных уровней!



Сообщество авторов модификаций для DOOM существует уже несколько десятилетий. За это время появилось множество редакторов карт, однако самыми популярными сегодня остаются Doom Builder и созданный на его основе GZDoom Builder. Doom Builder - это очень мощный и при этом простой в освоении инструмент, с которым даже новичок сможет быстро усвоить принципы создания уровней для игры. В нём практически невозможно запутаться благодаря удобному интерфейсу, а функция анализа карты позволяет быстро исправлять ошибки.

А если вам нужен более гибкий и сложный редактор уровней, попробуйте GZDoom Builder. Он создан специально для разработки карт, использующих все дополнительные возможности современных движков вроде ZDoom - в том числе пользовательские объекты и новые способы передвижения.

Независимо от того, какой редактор вы выберете, имейте в виду: разработка уровней может превратиться в серьезную зависимость.


4. Редакторы материалов

Но если вы хотите заняться по-настоящему глубокой модификацией DOOM, одним созданием новых карт вам не обойтись. Понадобятся новые монстры, оружие и предметы. И их нужно нарисовать.



Для этого подойдет любой хорошо знакомый вам редактор изображений - например, Photoshop или его бесплатный аналог с открытым исходным кодом GIMP. В этих программах вы сможете создавать, изменять и редактировать текстуры и спрайты. Если же вы хотите создавать новые объекты с нуля, вам пригодится GraphicsGale. Он предназначен для создания изображений в нарочито пиксельном стиле, что как нельзя лучше подходит для оригинального DOOM.

Хотите добавить новых звуков или собственный музыкальный трек? Если у вас есть время и необходимые навыки для их создания, значит, вы наверняка уже выбрали и свой любимый инструмент для этого дела. Готовые же звуковые эффекты можно найти на сайте Freesound, а музыку - на Free Music Archive. Все файлы с этих сайтов распространяются по лицензиям Creative Commons.

Независимо от того, насколько глубокую модификацию вы задумали, вам совершенно точно понадобится упаковать созданные карты, изображения, звуки и всё остальное в формат, который будет принят движком игры. Для этого лучше всего подходит SLADE3. Эта программа содержит также и базовые инструменты для разработки карт и редактирования изображений, но лучше всего она подходит для объединения разрозненных элементов модификации в поддерживаемый движком формат.


5: Площадка для размещения работ

Многие создают модификации "в стол" и не ставят перед собой цели показать свою работу всему миру. Это нормально, ведь даже создав модификацию для себя, вы многому научитесь и получите бесценный опыт работы с новыми инструментами и программами.

Но если вы хотите поделиться своим шедевром со всем миром или посмотреть, что создают другие игроки, то вам совершенно точно стоит заглянуть хотя бы на две самые популярные площадки для модификаций DOOM.



Первая называется /idgames Archive, и она успела стать легендарной. Эта коллекция карт и модификаций была запущена в далеком 1994 году, и все это время она активно развивалась. Сейчас уже невозможно подсчитать, сколько всего крутого залито на этот ресурс. По самым приблизительным прикидкам на сайте содержится около 20,000 модификаций, но вообще их наверняка больше. Правда, интерфейс этого архива не слишком изменился с 1994, поэтому загляните и на его зеркало - Doomworld. Оно немного удобнее.

WAD Archive - это более современный портал, на котором содержатся ссылки на почти 30,000 модификаций и уровней. Вы можете воспользоваться фильтром и выбрать модификации по поддерживаемому движку, режиму игры и прочим параметрам. На самом сайте модификаций нет, он представляет собой просто каталог ссылок на них.

А если вы хотите учиться у лучших, вам на помощь придёт ежегодный рейтинг самых лучших модификаций сайта Doomworld под названием Cacowards. Он существует уже 15 лет.



© 2019 The Frags