Назад к списку

Шутеры стимулируют работу мозга

В 2018 году учёные из Сингапура и США предположили, что даже короткие игровые сессии способны ненадолго, но сильно улучшить работу мозга. Грубо говоря, поиграв немного, вы следующие полчаса-час гораздо лучше соображаете.


Такой эффект учёные раньше находили у других занятий. Например, когда люди погружаются в тибетскую медитацию (фокусируются внутренним зрением на образе тибетского божества), после они еще 15-20 минут лучше решают визуально-пространственные задачи. А 10 минут прослушивания сонат Моцарта временно усиливает внимание.

Чтобы проверить, оказывают ли видеоигры похожий эффект, учёные провели три эксперимента. Суммарно в них приняло участие 111 человек - все опытные геймеры. Условия и гипотезы в каждом эксперименте были свои, но в каждом участники играли в Unreal Tournament 2004. Учёные проверяли эффект именно шутера, потому что, по их мнению, игры именно этого жанра вызывают самое быстрое и сильное погружение в игровой процесс.



Первым делом выяснилось, что всего 30 минут игры в шутер вызывает заметное усиление ряда способностей: фокусированного внимания, визуальной памяти и пространственного мышления. Участники значительно лучше справлялись с тестами на эти способности после сеанса игры, чем до: они лучше опознавали предметы, лучше запоминали изображения и лучше оценивали форму объектов. Этот эффект сохранялся около 30 минут, после чего умственные способности ослабевали и начинали постепенно возвращаться в "до-игровое" состояние.

Учёные, конечно, тестировали не все умственные способности, поэтому в теории игровые сессии могут усиливать ещё многое. Однако уже в этих экспериментах выяснилось, что кое-какие аспекты интеллекта улучшений не получают. Так, видеоигры никак не повлияли на способность участников долго сохранять бдительность, поддерживать этакую рассредоточенную внимательность. Улучшение касалось только способности фокусироваться на чем-то одном и быстро решать задачи.



Что ещё интереснее: положительный эффект игра оказывает только в том случае, если она оптимально сложна для человека - так, что он, играя, напрягает все свои силы, но не чувствует отчаяние. Участники эксперимента, которые играли в супер-легкую и супер-сложную версию Unreal Tournament, улучшений в тестах не демонстрировали. Это связано с тем, что они не входили в "состояние потока" - а именно от него всё и зависит. Участники, которые играли в Unreal Tournament на нормальной сложности, говорили, что с головой погружались в игру, забывали о своем физическом теле, отдавали всё свое внимание происходящему на экране. И у них-то как раз улучшения были.

Наконец, выяснилось, что эффект усиления происходит только тогда, когда ты играешь в игру, но не когда смотришь, как играют другие.

Целиком прочитать отчёт о проведённом исследовании можно тут (английский язык).

 


© 2019 The Frags